Методология Scrum для управления проектами. Каталог курсов по направлениям Скрам курсы

Стоимость обучения: для частных лиц - 25 250 руб. / для организаций - 29 260 руб. Сертификат об окончании: По окончании курса слушатели получают сертификат компании PM Expert - PMI® Global Registered Education Provider, и смогут зачесть 24 учебных часа (PDU) для сдачи экзамена на получение степени PMI Agile Certified Practitioner (PMI-ACP).

Разбивка PDU по Треугольнику талантов

technical strategic leadership
8 8 8

Аннотация

За последнее десятилетие тысячи компаний начали применять новые подходы при управлении проектами по созданию программного обеспечения, в частности, разные методологии, основанные на принципах Agile. Самой популярной из них является Scrum.

Однако PMBOK® также не сдает своих позиций. По мнению большинства, необходимо выбирать: PMBOK® или Scrum. Но есть третий путь. На курсе вы узнаете, как объединить основательность PMBOK® и гибкость Scrum на пользу вашей разработки.

Девиз курса: "от слов к делу". Основной упор при изучении материала курса делается на практику – более чем на 60% курс состоит из практических занятий. За три дня занятий вы не только поймете, как пользоваться методологией Scrum, но и "почувствуете" Scrum практически.

Цель (результат) обучения

В ходе семинара-практикума участники смогут:

  • Понять, как идеи, положенные в основу методологии Agile, позволяют решить «вечные» проблемы разработчиков.
  • Понять, как такой относительно простой процесс как Scrum может так значительно влиять на эффективность и производительность разработки программного обеспечения.
  • Научиться пользоваться средствами коммуникации Agile.
  • Научиться создавать полезные, практичные и надежные планы. На курсе будут представлены различные техники оценки, включая покер планирование, которые значительно повышают шансы своевременного получения нужного заказчику результата.
  • Понять, как организовать эффективную работу со стейкхолдерами, чтобы в срок разработать максимально полезный для заказчика продукт.
  • Научиться организовать такую работу команды Scrum, чтобы в несколько раз повысить эффективность разработки. Для сотрудников организаций, где значительное место занимает сопровождение программного обеспечения, интересными будут разделы курса, посвященные kanban.
  • Получить ответы на вопросы и консультации от ведущего эксперта, имеющего значительный практический опыт управления проектами по разработке программного обеспечения.
  • Практически освоить работу с инструментами Scrum, такими как: product backlog, sprint backlog, daily scrum meetings, sprint planning meetings, burndown charts и другими.
  • Понять, как применять Scrum для проектов разной сложности и объемов.
  • Понять, почему внедрение Scrum порой сопряжено с серьезными трудностями и понять, как с проблемами бороться.

Тренеры курса

  • Николай Рямзин, CSM, РМР, РМЕ - ведущий консультант PM Expert

Аудитория

Scrum мастер обучает команду корректно использовать Scrum, и собеседование на должность наставника не потерпит неуверенности со стороны кандидата.

Поздравляем! Вы приглашены на собеседование. Независимо от того, является ли это вашей первой работой в сфере Скрам, или же вы опытный профессионал, всегда полезно знать, как подготовиться. К ведущим компаниям, использующим Agile и Scrum, относятся Apple, Google, Valve и Philips, что красноречиво говорит о требуемом уровне знаний.

Мы составили список из 20 вопросов и ответов, которые помогут подготовиться к интервью.

1. Объясните суть Agile за 30 секунд.

Agile – это основа подходов и моделей поведения, которые стимулируют производство «точно в срок», что позволяет клиентам быстрее получать качественное программное обеспечение.

2. Каковы различия между Agile и традиционным управлением проектами (Waterfall)?

Agile поддерживает итеративную разработку и использование time boxes (временных рамок). Это максимально быстрое получение начального продукта для тестирования, в то время как традиционный подход к проектам довольно медленный и дорогой. Также в Waterfall не поощряются изменения, а обратная связь игнорируется до полного окончания проекта.

3. Вы сертифицированный Scrum мастер?

Не удивляйтесь, если у вас нет сертификации, и они задают вам этот вопрос. Может как требоваться, так и не требоваться сертификация, равно как и человек, проводящий собеседование, может быть уверен или не уверен в подтверждении сертификатом профессионализма кандидата. Если у вас еще нет сертификации Agile Scrum Master, сообщите, планируете ли вы инвестировать в сертификацию в ближайшем будущем. Удостоверьтесь, что вы упомянули об опыте, который уже имеете в выбранной области.

4. Каковы роли в сфере Scrum?

Скрам предписывает только три роли: владелец продукта, Scrum мастер и команда разработчиков. В идеале эти роли должны быть кросс-функциональными и не использоваться совместно с другими проектами. Многие Scrum мастера не имели возможности работать с кросс-функциональной или специализированной командой по ряду причин. Этот вопрос может побудить интервьюера спросить, как вы планируете работать с командой, у которой не было дизайнера или тестировщика, или как будете обучать команду, которая еще не посвящена в нюансы работы.

5. Что такое «ежедневный Stand-Up»?

Один из вопросов интервью на Agile наверняка будет о ежедневном Stand-Up. Ответ? Каждый день, желательно утром, команда организовывает короткие встречи (примерно по 15 минут), чтобы ответить на три вопроса:

  • Что вы делали вчера?
  • Что вы планируете делать сегодня?
  • Есть ли какие-либо препятствия, которые мешают вам выполнять свою работу?

Это нужно для того, чтобы активизировать команду и заставить ее сфокусироваться на рабочем плане.

6. Опишите, что происходит на совещании по планированию Спринта.

В планировании Спринта владелец продукта представляет цель и обсуждает товары с высоким приоритетом. Команда определяет объемы работы, чтобы завершить запланированное в течение следующего спринта.

7. Что делает Scrum мастер?

Этот человек работает с командой и защищает ее участников от любых отвлекающих факторов, которые могут помешать достичь цели спринта. Он устраняет препятствия, учит команду становиться самоорганизованной, а также преподает ценности и принципы Agile и Scrum.

8. Есть ли разница между Agile и Scrum?

Да! Agile – это методология, к которой относится Scrum. Agile имеет четыре основных значения и двенадцать принципов. Scrum обладает своим собственным набором ценностей и принципов и обеспечивает легкую «структуру», помогающую командам освоить Agile.

9. Назовите другие гибкие методологии разработки.

Это Kanban, Test Driven Development и Feature Driven Development. Упоминайте методологии , которые знаете.

10. Когда вы должны использовать Waterfall вместо Скрама?

Scrum мастер может обращаться к инструментам Waterfall, если требования просты, предсказуемы, полностью определены, понятны и не изменятся.

Да. Скрам поощряет использование автоматических тестов производительности или регрессии, чтобы была возможность как можно быстрее доставлять программное обеспечение. Перечислите примеры любых автоматических инструментов тестирования, которые ваша команда могла бы использовать.

12. Как долго длятся спринты?

Идеальная длина одного спринта составляет от 1 до 4 недель, при этом наиболее широко используется 2-недельный спринт.

13. Что такое «скорость команды» (velocity)?

Velocity – это среднее количество очков за последние 3-4 спринта. Скорость команды используется, чтобы помочь предсказать, когда будут доставлены элементы бэклога.

14. Все в порядке, если кто-то хочет изменить требование?

Да, Scrum мастер предусматривает это. Методология Agile поощряет обратную связь, чтобы продукт можно было улучшить. Мы должны уметь принимать изменения.

15. Какие типы показателей или отчетов вы будете использовать?

Стандартные отчеты создаются в процессе спринта. Большинство компаний-клиентов также хотят знать, сколько действий было совершено за спринт и каково количество дефектов, идентифицированных после выпуска на производство.

16. Что такое «Диаграмма сгорания задач» (Burndown Chart)?

На диаграмме сгорания отображается объем работы, с которым команда справилась (например, часы спринта). Обсудите, как вы использовали их в прошлом.

17. Что такое ретроспектива?

Это собрание для проверки и адаптации процесса. Будьте готовы объяснить один или два способа проведения ретроспективы.

18. Сколькими Scrum командами вы управляли одновременно?

Scrum мастер должен уметь заниматься несколькими командами, и, возможно, именно это нужно компании с открытой вакансией. Обратите внимание на использование слова «управлять». Scrum мастер ведет команду, а не управляют ею, поэтому не забудьте использовать это слово в своем ответе.

19. Какие требования вы используете для своих команд?

Требования в Scrum записываются как истории пользователей, используя стандарт «Как ___, я хочу___, чтобы таким образом я мог ___». Как Scrum мастер, вы не обязаны писать истории пользователей, но вы должны помочь владельцу продукта, чтобы были написаны истории, готовы к спринту и определены их приоритеты.

20. Опишите моменты, когда участники вашей группы не ладили. Как вы справлялись с этим?

Конфликты имеют место быть, но интервьюер хочет увидеть вашу способность к эффективному лидерству. Вспомните время, когда у вас было несколько членов команды, которые не могли работать вместе. Как вы поощряли этих участников с целью добиться их успешного сотрудничества? Вы убедились, что у них общая цель? Укажите проблему, с которой вы столкнулись, объясните, как вы ее решали и что за результат получили в итоге.

Подумайте, как компании-гиганты вроде Cognizant, Phillips и Apple используют методологию Agile Scrum в повседневной практике, и скорректируйте приведенные выше ответы таким образом, чтобы они полностью устраивали нанимающую компанию.

За прохождение курса начисляется 24 PDU.

Описание образовательной программы

Управление проектами как область знаний прочно входит в практику деятельности многих коммерческих и государственных компаний и организаций. Однако, в ходе выполнения ряда проектов, прежде всего в высокоинтеллектуальной сфере, выяснилось, что «классические» подходы проектного управления или работают лишь частично, или не срабатывают вовсе.
Если проекты связаны с решением большого объема аналитических задач, если ситуация в проекте меняется ежедневно или даже ежечасно, если в проекте задействована компактная команда профессионалов из 5-ти/9-ти человек, если в проекте часто изменяется содержание и функционал будущей системы, а выполнить работу необходимо точно в срок и с требуемым уровнем качества, то, возможно, необходимо использовать гибкие (Agile) подходы при управлении проектами. Наибольшую популярность приобрел метод Scrum, успешно применяемый в различных отраслях экономики: информационных технологиях, финансах, обучении, научных исследованиях и т.д.
Курс «Управление Agile-проектами по методу Scrum» призван дать команде проекта инструментарий для более эффективного планирования, исполнения и контроля высокотехнологичных проектов с использованием самых передовых гибких методов.
После изучения курса слушатель будет:
Знать:

  • основные процессы и события гибкого управления проектами (УП) в реализации Scrum;
  • пути поиска основной информации по гибким методам в УП;
  • отличия классических подходов в УП от предлагаемых Scrum;
  • особенности организации управления проекта по методу Scrum;
  • жизненный цикл Scrum - проекта.
Уметь:
  • определять заинтересованных сторон проекта;
  • определять цели и ожидания заинтересованных сторон от конечного результата;
  • формировать требования и определять пользовательские истории;
  • планировать задачи на Спринт;
  • контролировать ход Спринта;
  • управлять изменениями в ходе проектов;
  • идентифицировать, анализировать и реагировать на риски в ходе Scrum - проекта;
  • управлять рисками.
Владеть:
  • навыками составления Бэклога Продукта;
  • навыками составления Бэклога Спринта;
  • навыками проведения совещаний в Scrum - проектах;
  • навыками демонстрации результатов.

Успешное окончание обучения по программе данного курса позволит специалистам:
Управлять общим ходом Scrum - проекта.

Цель курса

Формирование и совершенствование профессиональных компетенций в области выполнения проектов по методу Scrum

Целевая аудитория

Специалисты, чья деятельность связана с проектами разработки и/или внедрения информационных систем (ИС):

  • менеджеры и аналитики,
  • члены проектных команд

Необходимая подготовка

  • Опыт участия в проектах разработки и/или внедрения ИС.
  • Желательно иметь знания и навыки в объеме курса УП130 «Основы управления проектами» или прослушать этот курс
  1. Введение в гибкое (Agile) управления проектами.
  2. Основы управление проектами по методу Scrum.
  3. Общее описание метода Scrum.
  4. Жизненный цикл Scrum - проекта.
  5. Определение Спринта (Sprint).
  6. Основные артефакты Scrum - проекта.
  7. Организация проекта по методу Scrum
  8. Роли, внешние к проекту. Заинтересованные стороны (Stakeholders). Заказчик проекта (Customer), Спонсор (Sponsor), Потребители конечной продукции (Users)
  9. Роли проектной команды (Скрам-команда, Scrum Team). Владелец продукта (Product Owner). Скрам Мастер (Scrum Master). Команда разработчиков (Development Team).
  10. Жизненный цикл Scrum - проекта
  11. Инициация. Создание приоритезированного Бэклога Продукта (Product Backlog).
  12. Планирование и оценка. Разработка и оценка Пользовательских Историй (User Stories). Формирование и оценка Задач (Tasks). Планирование Спринта. Planning Poker.
  13. Исполнение. Создание результатов проекта. Структура Спринта, Focus Factor. Проведение Ежедневных встреч Скрам - Команды (Daily Scrum Meeting).
  14. Контроль. Обзор Спринта (Sprint Review). Ретроспектива Спринта (Sprint Retrospective). Отмена Спринта.
  15. Завершение. Принятие результатов проекта. Ретроспектива проекта (Project Retrospective).
  16. Дополнительные аспекты управления проектами по методу Scrum
  17. Управление изменениями. Внесение изменений в Scrum - проекты. Изменения в ходе Спринта.
  18. Управление качеством. Grooming (Уход за Бэклогом продукта). Spike (Enabler - история).
  19. Управление рисками. Управление рисками в ходе проекта по методу Scrum.
  20. Документы в проектной деятельности

Практические занятия

  1. Элементы Жизненного цикла Scrum - проекта.
  2. Составление Бэклога Продукта. Декомпозиция и приоритезация Пользовательских Историй.
  3. Планирование этапа работ (Sprint), составления Бэклога Спринта. Оценивание Пользовательских Историй (User Stories) и Задач (Tasks).
  4. Исполнение этапа работ. Ежедневные Командные встречи (Daily Scrum Meeting).
  5. Демонстрация полученных результатов Заказчику (Sprint Review Meeting).
  6. Совещание по итогам этапа работ (Sprint Retrospective Meeting).
  7. Управление Scrum - проектом и этапами работ. Работа с инструментами визуализации: Доска Задач (Tasks Board) и Диаграмма сгорания Задач (Burndown Chart). Оценка производительности.
  8. Управление рисками в Scrum – проекте.

Получаемый документ

Удостоверение о повышении квалификации и Сертификат международного образца.


Agile (эджайл, англ. “гибкий”) - это подход к управлению проектами по разработке ПО. Разработан в середине 2000х годов (или даже раньше). Подход Agile включает в себя несколько методик:

  • Scrum (подходит для организации взаимодействия между Бизнесом и ИТ);
  • Kanban (подходит для упорядочивания мультизадачности в работе сотрудника; хорошо сочетается со Scrum);
  • XP (принципы экстремального программирования);
  • Lean (принципы бережливой разработки).

Мы предлагаем Scrum, т.к. это отличный способ выстроить проект, который требует участия и Бизнеса и ИТ подразделения.

Scrum активно применяется в крупных компаниях и корпорациях.

Основная суть процесса следующая:

  • проект выполняется короткими итерациями (т.н. спринтами), каждая из которых длится от одной до 4 недель;
  • в проекте есть всего 3 роли: Product Owner, Scrum Master, Team. Роли эффективно взаимодействуют друг с другом и ориентированы на сотрудничество.
  • в Scrum есть всего 4 артефакта (документа): Product Backlog (требования к продукту), Sprint Backlog (требования, которые будут реализованы в спринте), Sprint Goal (цель спринта, итерации), BurnDown Diagram (диаграмма сжигания работ).
  • в Scrum есть всего 4 ритуала. Но читайте лучше об этом в соответствующей статье.

Команда проводит “ритуал” Daily Meeting

Преимущества Agile-подхода:

  • быстрая поставка наиболее приоритетной функциональности;
  • снижение неопределенности в требованиях с помощью прототипов и итераций;
  • стремление к уменьшению объема документации;
  • быстрая реакция на изменения;
  • ориентация на сотрудничество с заказчиком.

Услуга внедрения Scrum

Мы предлагаем услугу, результатом которой является появление Agile (гибких) процессов управления проектами в вашей компании. По завершению проекта вы получите:

  1. Обученных менеджеров вашей компании. Мы проведем обучение для всех сотрудников, которые принимают участие в проектах разработки ПО как со стороны Бизнеса, так и со стороны ИТ. Обучение будет проводиться несколько раз: Бизнес и ИТ, только ИТ, только Бизнес, только команда “пилотного” проекта и т.п. Всего пройдет не менее 5 сессий.
  2. Подготовленную Scrum команду. Мы поможем вам сформировать команду, которая будет первой трудиться над пилотным проектом и на примере которой мы покажем эффект. Мы оценим доступность (capacity) команды, предложим её фокус-фактор, подскажем как распределить ресурсы между разными проектами, учтем иные зависимости.
  3. Запуск “пилотного” проекта, на котором мы покажем как работает процесс “от и до”. Это самая ответственная часть нашей работы. На примере пилотного проекта выползают все скрытые проблемы, которые мешают вашему бизнесу развиваться (конфликты ресурсов, отсутствие аналитиков, невозможность быстро принимать решение и пр.). Мы подскажем вам как правильно уйти от возникших противоречий и недопустить подобных случаев в будущем.
  4. Инструкцию для команд и мастеров. Простой и доступный документ, в котором описаны основные действия, необходимые команде и её окружению, чтобы правильно выполнять все процессы в Scrum.
  5. ИТ-окружение. Если у вас есть программное обеспечение для управления проектами, то мы поможем правильно использовать его в проектах, выполняющихся по Scrum.

Как происходит проект внедрения?

Наш подход по внедрению основан на двухнедельных этапах. Мы готовы выполнить проект всего за 3 этапа:

  1. Обучение и подготовка к внедрению. Мы готовим ваших сотрудников, оцениваем ваши процессы, помогаем выбрать пилотный проект. Также мы рекомендуем подписать Устав проекта внедрения Scrum, чтобы у всего предприятия было одинаковое представление о границах внедрения.
  2. Внедрение Scrum на пилотном проекте. Мы помогаем запустить процесс на вашем пилотном проекте. Проводим дополнительное обучение для команды и владельцев продуктов. Учитываем реальную загрузку команды, влияние других проектов и пр. Также мы разрабатываем инструкцию для Scrum-команд.
  3. Сопровождение вашего пилотного проекта. Если требуется проводим повторный инструктаж для команды. Каждый день мы проверяем, правильно ли ваши сотрудники выполняют ритуалы Scrum? Выявленные ошибки корректируются на месте.

Перед началом нашей работы мы согласовываем детальный график работ на первый этап и рекомендуемый график на этапы 2 и 3.

Чем Agile отличается от Scrum?

Если кратко, то Scrum - это одна из Agile-методик.

Scrum подходит.

  • для продуктовых команд, которые хотят повысить скорость работы и увеличить бизнес-ценность создаваемого продукта;
  • для аутсорсинговых команд - если требование внедрения Agile/Scrum исходит от Заказчика, мы поможем понять как лучше отстроить процесс работы;
  • для организаций, которые хотят наладить взаимодействие между IT и бизнесом в рамках внутренних проектов автоматизации.

Цена и стоимость внедрения

Мы предлагаем типовое внедрение за 6 недель. Стоимость составит от 13 до 15 тысяч долларов. Стоимость типового внедрения зависит от сложности вашей организации и количестве человек, которые будут участвовать во внедрении. Также важную роль играет местонахождение вашего предприятия. Командировочные расходы оплачиваются дополнительно.

  • примите решение о том, какой пилотный проект будет первым переведен на Scrum-рельсы. Это должен быть важный проект для компании, но не самый критичный (риск остановить проект должен быть приемлемым).
  • выберите Scrum-мастера. Это должен быть тактичный и неконфликтный человек, который не будет “давить” на команду пилотного проекта. Мастер должен понимать специфику проекта, но не обязательно быть техническим человеком.
  • найдите Владельца продукта, который действительно заинтересован в результате проекта внедрения и получении эффекта. Не выбирайте топ-менеджеров, у которых есть куча дел, помимо самого проекта. Будет идеальным вариантом найти сотрудника, чья эффективность и бонус напрямую зависит от скорости появления продукта на рынке.
  • освободите для команды проекта место, где они могут работать без “одергиваний” со стороны других сотрудников. Пусть команда сосредоточится только на работе.
  • как заказчик проекта будьте постоянно рядом с командой, чтобы иметь возможность быстро решать проблемы.

Компания “Проектный офис” единственная компания в Беларуси, которая обучает и внедряет “гибкие” методики разработки ПО .

Мы помогаем:

  • выбрать наиболее оптимальный способ внедрения изменений;
  • подобрать людей - ключевых участников процесса (по согласованию с заказчиком);
  • достичь целей внедрения и выполняем поддержку заказчика после завершения проекта.
  • Управление проектами ,
  • Agile ,
  • Управление продуктом
  • Когда я прочитал: «Agile is much more than just Scrum» - в описании сертификационного курса Certified Agile Professional компании ScrumTrek, то первое, о чем я подумал: почему ScrumTrek, тогда уж нужно было назваться AgileTrek? После прохождения этого обучения я вернулся к этому утверждению с более серьезным настроем. Так что же я вынес с тренинга? Записи, раздаточный материал и сертификат Certified ICAgile Professional? А как же понимание, что такое Agile? В чем заключается концепция Agile-подхода? Что такое Agile mindset?

    В этой заметке я делюсь впечатлениями о тренинге. Это не столько пересказ содержания тренинга, сколько субъективная оценка пользы полученных на нем знаний. Надеюсь, что это поможет определить, нужно ли вам это обучение.

    История Agile

    Хорошо запомнилась история Agile, которую тренер представил в виде поступательного взросления всей отрасли разработки ПО.

    Code-and-Fix позволил стартовать отрасли написание кода относительно дешево без каких-либо планов, документации и специальных требований к квалификации разработчиков.

    Ему на смену в 1970 годах пришла водопадная модель (Waterfall), которая снизила риски, повысила прозрачность разработки ПО, а также устранила проблему высокой стоимости сопровождения ПО при сохранении низких требований к квалификации разработчиков. Модель начали использовать повсеместно, что быстро обнажило и ее проблемы. Водопад хорошо работает только в тех случаях, когда заранее все известно: какой продукт необходимо разработать, какие технологии реализации нужно использовать – и никаких изменений по ходу не возникает.

    Первые попытки исправить ситуацию связаны с появлением в 1990 годах итеративных подходов. С одной стороны, этому способствует удешевление компьютеров, когда машинное время перестает быть объективным ограничением, что позволяет производить многократные эксперименты по наращиванию функциональности продукта. С другой стороны, новые технологии ИТ все больше и больше усиливают конкуренцию, поэтому бизнесу приходится оперативно применять их в бизнесе. Кто внедрил новую технологию раньше остальных, то завоевал и клиентов, и рынок. С этого момента начинается активное развитие гибких процессов разработки, которые ставят своей целью предоставить бизнесу быстрые поставки функциональности. По сути происходит откат к «быстрому» методу Code-and-Fix, но его дополняют планированием и исключением рисков.

    Кстати, мне кажется, что и по сей день большинство корпоративных разработчиков применяет вовсе не Scrum, как им кажется, а именно итеративный водопад. Посмотрите на схему ниже, у вас ведь как-то так все работает?

    Или все же так, как в Scrum?

    В 1992 году появляется Crystal, который впервые фокусируется на частой поставке работающего кода конечным пользователям. Затем в 1994 представлен DSM (Dynamic Systems Development Method), который провозгласил ориентацию на потребности бизнеса и неснижаемый уровень качества ПО (примерно в эти же года появился термин Refactoring). Наконец в 1996 году представлен Scrum Framework, который стал стандартом де-факто для управления гибкой разработкой. В этом же году начинает впервые применяться парное программирование. А в 1999 появляется XP, который принес концепцию пользовательских историй (User Story), планирования релизов и непрерывной интеграции (Continuous Integration). Итогом всех этих частных инициатив стал разработанный в 2001 году Agile-манифест разработки программного обеспечения , в котором закреплены проверенные 10-летием ценности и принципы, позволяющие быстро поставлять функциональность бизнесу.

    Дальнейшее развитие Agile связано с попытками устранить все возможные потери (простои) в процессе разработки ПО, за счет чего еще больше повысить скорость доставки функциональности. В 2003 появляется Lean Software Development как адаптация концепции бережливого производства Toyota к отрасли разработки ПО. В 2006 движение продолжается за счет появления Kanban Software Development, в котором представлен готовый алгоритм устранения потерь в потоке поставки ценности (функциональности) бизнесу. Также в 2011 году в ответ на взрывной рост SAAS (ПО как сервис) появляется концепция DevOps, которая объединяет разработку и сопровождение для устранения потерь на их стыке.

    Итого, производство (разработка) перестало быть узким звеном, научившись максимально быстро удовлетворять потребности бизнеса. Тем не менее, развитие Agile продолжается. Во-первых, в области масштабирования Agile на крупных предприятиях (SAFe). Во-вторых, огромное количество провальных инвестиционных проектов поднимает вопрос в области разработки продуктов: как максимально дешево разработать максимально востребованный продукт? В 2009 году ответом на это ограничение становится Lean Startup.

    Ценности и принципы Agile

    Совместно с участниками тренер последовательно и глубоко разбирает каждую ценность и каждый принцип Agile-манифеста разработки программного обеспечения. Признаюсь, что до тренинга я искренне полагал, что отлично понимаю ценности и принципы. Оказалось, что это не совсем так.

    К примеру, вторая ценность Agile: «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации». В свое время это было декларацией отрицания водопадной модели, в которой понимание прогресса во многом опирается на проектную документацию. Но во 2 версии Agile-манифеста формулировка изменилась: «Бизнес-ценность важнее работающего продукта» (Agile Manifesto 2.1 - «MoreAgile Manifesto»). Это пример эволюции Agile-ценностей связанный появлением Lean Startup: слишком много работающих продуктов оказывались никому не нужными.

    Scrum и Kanban

    Значительную часть тренинга занимает обзор Scrum Framework и Kanban. Пересказ этой части тренинга не входит в цели данной заметки. Отмечу только, что каждый нетривиальный момент тренер помогает прочувствовать на кончиках собственных пальцев посредством командной игры. А вот об этом стоит рассказать подробнее.

    Игры в Agile

    Все игры были простыми в освоении и веселыми в процессе. Во время одной игры на второй день тренинга один из участников воскликнул: «И чем мы раньше занимались? Вот оно!» Ниже я расскажу о том, чему мы научились в играх.

    Penny/Multitasking games вживую (на нас самих) и убедительно (обычным секундомером) продемонстрировали необходимость брать в работу малые порции и не выполнять в один и тот же момент времени несколько задач. Мы увидели, как это исключает потери из-за простоев в строго последовательном процессе работы (водопад), потери из-за накопления незавершенной работы (набитый рот дольше жует) и на переключения контекста (в водопадной модели работа сотрудника над несколькими проектами одновременно наиболее вероятна).

    Planning pocker настолько простая техника командой оценки, что даже в рамках недолгой игры позволяет прочувствовать свои достоинства. К примеру, все члены моей игровой команды согласились в итоге, что большую часть времени мы потратили вовсе не на оценку трудозатрат той или иной работы, а на обсуждение работ, которые мы понимали изначально по-разному. Иными словами, основная польза заключается вовсе не в цифре оценки, но в одинаковом понимании работы. С другой стороны, будучи ограничены по времени, мы избегали споров и обсуждений, если наши оценки сходились сразу же. Простые вещи, но как нелегко им следовать в работе! Не правда ли?

    Игровая постановка саботирования Daily Standup Meeting вернула нас к обсуждению ценностей Agile. К примеру, Scrum Master (процессный коуч) не должен быть менеджером для команды разработки или вести себя соответствующим образом, то есть раздавать задачи, включать эмоции и противопоставлять себя группе, превращая тем самым встречу в унылое отчетное собрание членов команды перед самим собой.