Государственные муниципальные унитарные предприятия казенное. Что это означает муниципальное унитарное предприятие. Цель деятельности унитарных предприятий

В соответствии со ст. 113 ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161 -ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 500 000 руб., муниципального - не менее чем 100 000 руб.; уставный капитал должен быть оплачен полностью на момент регистрации.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В соответствии со ст. 114 ГК РФ, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, образовывается на основании решения государственного или муниципального органа, который уполномочен принимать такие решения.

Особенности унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения:

1. Имущество унитарного предприятия находится в собственности государственного или муниципального органа.

Пример: ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» является подведомственным предприятием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

2. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Собственник не отвечает по обязательствам предприятия.

Пример: при возникновении ситуаций, связанных с возмещением убытков, Муниципальное унитарное предприятие «Городской водопровод» (г. Семенов) будет возмещать убытки и отвечать по своим обязательством всем своим имуществом, при этом собственник предприятия, т.е. администрация города, ответственности по обязательствам данного предприятия не несет, а предприятие в свою очередь не несет ответственности по обязательствам собственника.

  • 3. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда, то последний должен быть соответственно уменьшен.
  • 4. В случае если в результате размер уставного фонда станет меньше предусмотренного законом, то предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Примеры: ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения «Аэрогеодезия» (Санкт-Петербург; деятельность: инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы).

В соответствии со ст. 115 ГК РФ, унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества.

Особенности унитарного предприятия на базе оперативного управления (казенного предприятия):

1. Имущество унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, находится в государственной собственности. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника.

Пример: казенное предприятие кинотеатр «Победа» находится в ведомственном подчинении префектуры Центрального административного округа города Москвы, т.е. префектура Центрального административного округа города Москвы является собственником данного предприятия.

Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать производимую продукцию, если иное не установлено законом.

Пример: муниципальное казенное предприятие «ЭкоЦентр» имеет право осуществлять работы по уходу за парками и скверами города Воронежа, и в связи с этим удалять аварийные деревья, проводить агротехнические и агрохимические мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками (обрезка, прививка, опрыскивание).

4. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Примеры: государственное унитарное предприятие «Восход» дочернее предприятие ФГУП «Росспиртпром» (Федеральное казенное предприятие) (г. Арзамас; производство ликеро-водочной продукции).

В ГК РФ (ст. 50 п.З) сказано: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов». Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии со ст. 116 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 г.) «О некоммерческих организациях», потребительские кооперативы - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Особенности потребительского кооператива:

1. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.

В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невне- сенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Пример: члены гаражно-потребительского кооператива «Аист» солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива, связанным с торговлей автомобильными деталями, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

3. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Примеры: инвестиционный потребительский кооператив «Международная Академия развития науки, инновационных технологий, подготовки научных кадров» (г. Н. Новгород; деятельность: научные исследования и разработки).

В соответствии со ст. 118-119 ГК РФ, фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Особенности фондов:

1. Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Пример: имущество, переданное фонду «Благотворительный Фонд помощи молодым одиноким матерям», является его собственностью.

  • 2. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и использовать для этого имущество фонда. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • 3. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Пример: благотворительный фонд «Нижегородский» на своем сайте раскрывает информацию и публикует отчеты о результатах своей деятельности

  • 4. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
  • 5. Фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.
  • 6. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Примеры фондов: Фонд «Фонд развития города Нижнего Новгорода», Благотворительный фонд «Фонд поддержки детских домов, детей сирот, детских реабилитационных центров».

В соответствии со ст. 117 ГК РФ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г) «Об общественных объединениях», общественные и религиозные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Особенности общественных и религиозных организаций (объединений):

1. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Пример: Нижегородская региональная Общественная Организация «Федерация традиционного ушу» осуществляет предпринимательскую деятельность в виде проведения занятий и тренировок, организации соревнований по ушу и т.п., так как эта деятельность помогает в достижении целей данной общественной организации.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

Пример: участники местной религиозной организации «Церковь Христа Спасителя» при внесении своего имущества в данную организацию теряют на него свои права.

Участники не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Примеры общественных и религиозных организаций (объединений):

Общественное объединение Федерация тяжелой атлетики (Санкт-Петербург).

Общественное объединение «Клуб ветеранов Афганской войны» (Москва; деятельность: патриотическое воспитание молодежи, материальная поддержка инвалидов боевых действий).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением.

Особенности учреждений:

  • 1. Учреждение может быть создано: гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
  • 2. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Пример: частное учреждение Негосударственное (частное) образовательное учреждение Учебно-производственный центр «Нижегородский» финансируется администрацией города Нижнего Новгорода.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» финансируется государством.

  • 3. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник его имущества.
  • 4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Пример: государственное автономное учреждение «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области» отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления.

  • 5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
  • 6. Собственник имущества автономного или бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам этих учреждения.

Примеры учреждений:

Государственное учреждение Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Нижегородской области.

Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение культуры «Государственный балет на льду Санкт-Петербурга».

В соответствии со ст. 121-123 ГК РФ, объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, созданные путем объединения коммерческих организаций для целей координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Особенности ассоциаций и союзов:

  • 1. Если ассоциация (союз) осуществляет предпринимательскую деятельность, то она преобразовывается в хозяйственное общество и товарищество, либо может создать с этой целью хозяйственное общество, а также участвовать в нем.
  • 2. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Пример: ассоциация педагогических университетов России включает в себя педагогические университеты РФ, которые, являясь участниками данной ассоциации, сохраняют свою самостоятельность и права.

3. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации.

Пример: члены Объединения юридических лиц «Союз производителей сельхозпродукции» несут субсидиарную ответственность по обязательствам данной организации, однако сама ассоциация (союз) по обязательствам своих участников не отвечает.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на предмет деятельности ее членов и слова «ассоциация» или «союз».

Примеры: региональная Ассоциация общественных объединений «Нижегородская правозащитная ассоциация» (обеспечивает правовую и юридическую защиту участников ассоциации).

Северо-Западная региональная Ассоциация (союз) «Промтранс» (Санкт-Петербург; предоставляет широкий спектр услуг по подготовке подвижного состава).

В дополнение к классификации организаций по организационноправовым формам существует ряд признаков, по которым также можно классифицировать организации (рис. 1.3).

  • 1. По форме собственности:
    • частная;
    • государственная;
    • муниципальная;
    • общественная.
  • 2. По целевому назначению:
    • производство продукции;
    • выполнение работ;
    • оказание услуг.
  • 3. По широте производственного профиля:
    • специализированные;
    • диверсифицированные.
  • 4. По характеру сочетания науки и производства:
    • научные;
    • производственные;
    • научно-производственные.
  • 5. По числу стадий производства:
    • одностадийные;
    • многостадийные.
  • 6. По расположению организации:
    • на одной территории;
    • на одной географической точке;
    • на разных географических точках.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, т.е. это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.

Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Собственник решает вопросы:

создания, реорганизации и ликвидации предприятия;

определения предмета и целей его деятельности;

контроля за использованием и сохранностью имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции:

владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;

распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

Самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.

Государственное предпринимательство в странах с рыночной экономикой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником - государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.

Еще по теме 5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

  1. 6.6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  3. 5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  4. Постановление Уставного Суда Свердловской области от 3 октября 2002 года «По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 23 Положения "О муниципальном унитарном предприятии города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 9 декабря 1997 года № 30/3, и Постановления Главы муниципального образования "Город Екатеринбург" от 23 января 2002 года № 74 "О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте"»
  5. Раз дел II ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ Глава 12 ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  6. § 1. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
  7. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами гос. и мун. предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр. лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, гос. предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее, систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель - производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юр. лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц.

Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего . В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной . Его невозможно поделить по различным вкладам.

Унитарность — особенность работы предприятия

Унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:

  • создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи объединения имущества некоторого количества субъектов;
  • юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
  • членство не рассматривается;
  • управление происходит только одним лицом.

Данные предприятия формируются по таким причинам:

  1. для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно ;
  2. чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
  3. чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.

Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.

Собственник располагает правом выбора руководящего лица.

Как регулируется защита унитарных предприятий? Ответы ищите в видеоматериале:

Формы муниципальных юридических лиц

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: везде есть свои плюсы и минусы

Законодательная база предусматривает две формы работы таких субъектов:

  1. на праве осуществления хозяйственного ведения (государственные, а также муниципальные унитарные предприятия);
  2. муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на базе осуществления оперативного управления (это казенные учреждения).

Органы государства, либо органы местного самоуправления собственными решениями формируют государственные, а также муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на праве осуществления хозяйственного ведения. Их формируют, подразумевая наличие определенной цели – выполнение некоторых работ, оказывать различные услуги, а также производство различной .

Указанные задачи присущи в основном предприятиям, которые имеют цель получить выгоду. Но указанные субъекты при реализации своих прав при осуществлении ничем не ограничиваются. Так, они имеют возможность передавать в аренду то имущество, которое им на данный момент ненужно.

Учредительным документом данного субъекта выступает устав. Помимо общих сведений об организации, он прописывает цели работы, а также размер уставного фонда.

Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера. Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.

Управление данным субъектом осуществляется только директором. Выбирается он непосредственно собственником данного предприятия либо органом, у которого есть на то право. В случае, если в федеральной либо же муниципальной собственности есть имущество, то в таком случае благодаря нему формируется уже казенное учреждение. Они выступают также унитарными предприятиями, которые ведут свою работу на праве осуществления оперативного управления. В форме основного документа у них выступает .

Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».

Имущество, которое находится в собственности у унитарного предприятия

Как управлять имуществом предприниматели решают сами

Такой субъект может распоряжаться своим имущественным комплексом двумя вариантами:

  1. осуществление хозяйственного ведения;
  2. осуществление оперативного управления.

Государственные, а также муниципальные унитарные предприятия при осуществлении хозяйственного ведения сами решают как им распоряжаться своим имущественным комплексом, а также товарами, которые они изготавливают, при этом имея определенные ограничения.

В законодательной базе об этом четко прописано. Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца. Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:

  • Находит выход из ситуации касательно надобности формирования хозяйствующего субъекта;
  • Решает, какое направление в работе выбрать;
  • Решает все нюансы при реорганизации, а также ;
  • Осуществляет контроль за нахождением имущества в надлежащем состоянии.

Утверждение дочерних структур такими субъектами невозможно. В законодательной базе также указан и этот нюанс. Делается это для того, чтобы не дать возможности потерять из под своего контроля имущество, которое передается дочерним структурам. Осуществление финансирования таких субъектов происходит по общему порядку, как и в прочих прибыльных организациях.

Плюсы и минусы

Стабильная зарплата устраивает далеко не каждого

Данные субъекты обладают такими плюсами:

  • Их формируют для того, чтобы они могли находить решение на поставленные вопросы.
  • Наряду с иными прибыльными организациями они выступают наиболее устойчивыми, так как они ведут свою работу в том направлении, где почти нет конкурентов в виде частных предпринимателей.
  • Также указанные субъекты располагают помощью со стороны государственных органов, которые не дают им возможности . Они осуществляют своевременную оплату труда своим работникам. А это значительно повышает их рейтинг.

Однако, как и везде тут тоже есть минусы. Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников. Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.

Реорганизация данного вида юридических лиц

Реорганизация подразумевает под собой прекращение тех предприятий, которые уже работают, а на базе их формирование новых. Законодательство прописывает такие варианты проведения реорганизации:

  1. Осуществление слияния;
  2. Осуществление разделения;
  3. Процесс присоединения;
  4. Процесс преобразования;
  5. Процесс выделения.

Когда имущественный комплекс находится в собственности у одного владельца, то в таком случае происходит слияние либо присоединение. Когда при осуществлении процесса разделения либо выделения появляется какое-то имущество, то оно будет принадлежать все тому же владельцу.

Когда произошла смена вида хозяйствующего субъекта либо имущество, ранее принадлежащее ему, передалось к иному владельцу государственного либо муниципального имущества, необходимо срочно внести изменения в уставные документы.

Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что унитарные предприятия обладают , которые относятся лишь к отдельному направлению их работы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

Виды:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

Устав унитарного предприятия – его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли.

Деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом.

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий определены в Законе о государственных и муниципальных предприятиях.