Виды и формы разделения труда. Разделение труда Что такое естественное и общественное разделение труда

Первоначально люди вступали в простой товарный обмен, или такие отношения обмена, при которых продажа и купля товара совпадали во времени и происходили без участия денег. Форма такого товарного обмена имеет следующий вид: Т (товар) - Т (товар). В результате развития товарообмена открывались все новые возможности для обособления видов деятельности, ибо возрастала гарантия получения недостающих благ или продуктов, от производства которых товаропроизводитель сознательно отказывался. В процессе развития товарных отношений товарообмен

претерпевал существенные трансформации, пока не был заменен товарным обращением, в основе которого находятся деньги - всеобщее покупательное средство, обладающее способностью обмениваться на любой товар.

С возникновением денег обмен разделился на два противоположных и дополняющих друг друга акта: продажу и куплю. Это создало условия, позволяющие включиться в обмен посреднику-купцу. В результате произошло новое крупное разделение труда (раньше произошло обособление охоты от земледелия, затем ремесла от земледелия) - выделение торговли в особый крупный род хозяйственной деятельности. Таким образом, товарное обращение - это отношения обмена, которые опосредуются денежным эквивалентом. Оно имеет следующую форму: Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар).

2. Виды разделения труда

Для общего представления системы разделения труда дадим характеристику различных его видов.

Естественное разделение труда

Исторически первым появилось естественное разделение труда. Естественное разделение труда - это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение труда играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми и стариками.

Данное разделение труда потому и называется естественным, что его характер проистекает из самой природы человека, из разграничения функций, которые предстоит выполнять каждому из нас в силу своих физических, интеллектуальных и духовных достоинств. Нельзя забывать, что

изначально каждый из нас наиболее естественным образом приспособлен к выполнению тех или иных видов деятельности. Или, как говорил философ Григорий Сковорода, «сродность» каждого человека к определенному виду деятельности. Так что какой бы вид разделения труда мы ни рассматривали, надо помнить, что зримо или невидимо естественное разделение труда всегда в нем присутствует. Естественный момент с наибольшей силой проявляется в поисках каждым человеком путей, форм и способов самореализации, что нередко обусловливает не только смену места работы, но и перемену вида трудовой деятельности. Однако это, в свою очередь, зависит от наличия свободы выбора трудовой деятельности, которая предопределяется не только личностным фактором, но и экономическими, социальными, культурно-духовными и политическими условиями жизнедеятельности человека и общества.

Ни одна социально-экономическая система, какого бы прогресса она ни достигла, не может и не должна отказываться от естественного разделения труда, особенно в отношении женского труда. Он не может быть связан с теми видами трудовой деятельности, которые могут повредить здоровью женщины и сказаться на новом поколении людей. В противном случае общество понесет в будущем не только колоссальные экономические, но и моральные и нравственные потери, ухудшение генетического фонда нации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение основных видов разделения труда. Формы проявления общественного разделения труда и его взаимосвязь с разделением производства. Новые тенденции развития общественного разделения труда. Понятие и структура рыночной экономики и роль государства.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и сущность общественного разделения труда. Формы общественного разделения труда. Разделение и кооперация труда. Закон перемены труда. Новые тенденции общественного разделения труда. Роль разделения труда в развитии современных рыночных отношений.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Виды и формы проявления общественного разделения труда, новые тенденции развития. Понятие, структура и сущность рыночной экономики; государственное регулирование. Научно-техническая революция и экономические факторы международного разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Сущность и содержание общественного разделения труда. Классификация, уровни специализации промышленного производства. Концентрация производства - организационно-экономическая форма общественного разделения труда. Разделение труда и организация управления.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Разделение труда как обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. История развития и формы общественного разделения труда, его сущность и значение в современных экономических условиях.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Задачи, границы и преимущества разделения труда, научные подходы к определению данного понятия. Общее, частное и единичное виды общественного разделения труда, признаки классификации его форм. Особенности вертикального и горизонтального разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2017

    Общее, частное и единичное разделение труда, формы его проявления (дифференциация, специализация, универсализация и диверсификация). Сущность процесса обобществления труда и средств производства в его материально-техническом и социальном аспектах.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Сходства и различия натурального и товарного хозяйства. Специализация производства, разделение труда, производственная кооперация, простое и развитое хозяйство. Классификации общественного разделения труда: отраслевое, территориальное и международное.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2009

Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отноше-ний, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда, а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое, устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производ-ства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, являющуюся требованием, исходящим из равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированном производстве. Это - не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам, так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от действующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэффективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.


В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят опре-делённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский сад – начальная школа – средняя школа – ВУЗ – производ-ство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требую-щее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работ-ника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процесс-сами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть време-ни, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что остав-шеся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору , каким-то видом спорта по своим запросам , участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновремен-ным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называ-ют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от после-довательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контррево-люции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в матери-альном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма - оказывается угрозой его существования.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундамен-тально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.

В основе экономического развития лежит творение самой природы – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических, физиологических и других их особенностей. Механизм экономического сотрудничества предполагает, что какая-то группа или отдельный индивид сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, тогда как другие занимаются иными видами деятельности.

Существует несколько определений разделения труда. Вот только некоторые из них.

Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.

Разделением труда (илиспециализацией ) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

Также различают разделение труда в широком и узком смысле (по К. Марксу).

В широком смысле разделение труда – это система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в т. ч. международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».

В узком смысле разделение труда – это социальное разделение труда как человеческой деятельности в ее социальной сущности, являющееся в отличие от специализации исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделение труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требования, предъявляемые к ним извне системой разделение труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, функций практических и идеологических и т. п. Выражением социального разделение труда является выделение в качестве обособленных сфер материального производства, науки, искусства и т. д., а также расчленение их самих. Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения.

Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии – отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага .

Но разделение труда вовсе не означает, что в нашем воображаемом обществе один человек будет заниматься одним видом производства. Может оказаться так, что нескольким людям придется заняться отдельным видом производства, или так, что один человек будет заниматься производством нескольких благ.

Почему? Все дело в соотношении размера потребности населения в том или ином благе и производительности труда отдельной профессии. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.

Таким образом, степень "разделенности" труда зависит от размера общества. Для определенной численности населения (то есть для определенного состава и размера потребностей) существует своя оптимальная структура занятий, при которой продукта, производимого разными производителями, будет как раз хватать для всех членов, и все продукты будут производиться с минимально возможными затратами. С увеличением численности населения эта оптимальная структура занятий будет меняться количество производителей тех благ, которые уже производились отдельным человеком, будет увеличиваться, а те виды производства, которые раньше поручались одному человеку, будут поручаться разным людям.

В истории хозяйства процесс разделения труда прошел несколько стадий, различавшихся степенью специализации отдельных членов общества на производстве того или иного блага.

Разделение труда принято распределять на несколько видов в зависимости от признаков, по которым оно осуществляется.

Естественное разделение труда: процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку.

Техническое разделение труда: определяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.

Общественное разделение труда: естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами, под воздействием которых происходит обособление, дифференциация различных видов трудовой деятельности.

Кроме того, общественное разделение труда включает в себя ещё 2 подвида: отраслевое и территориальное. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда – это пространственное размещение различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Существуют 3 формы общественного разделение труда:

Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.

Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.

Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.

Дифференциация заключается в процессе обособления отдельных производств, обусловленных спецификой используемых средств производства, технологии и труда.

Специализация имеет в своей основе дифференциацию, но развивается она уже на основе сосредоточения усилий на узком круге выпускаемых продуктов.

Универсализация представляет собой антипод специализации. Она базируется на выпуске и реализации широкой гаммы товаров и услуг.

Диверсификация – это расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

Первое и главное утверждение, которое выдвигает А. Смит, определяющее величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительной доли искусства, умения и сообразительности, с каким он (прогресс) направляется и прилагается-есть следствие разделения труда. Разделение труда есть важнейшее и неприемлемое условие прогресса развития производительных сил, развития экономики любого государства, любого общества. А. Смит приводит простейший пример действия разделения труда в малом и большом предприятиях (мануфактура в современном ему обществе) - элементарное производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению машин был дан именно разделением труда), едва ли сможет сделать одну булавку в день. При организации же которая существует на таком производстве, необходимо подразделение профессии на ряд специальностей, каждая из которых является отдельным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий - обрезает, четвертый – заостряет конец, пятый – обтачивает его для насаживания головки, изготовление которой требует еще двух-трех самостоятельных операций, кроме того, ее насадка, полировка самой булавки, упаковка готовой продукции. Таким образом, труд в производстве булавки разделен на многоступенчатый ряд операций, причем в зависимости от организации производства и величины предприятия они могут выполняться каждая в отдельности (один рабочий – одна операция), либо объединяться в 2 – 3 (один рабочий – 2 – 3 операции). На этом простейшем примере А. Смит утверждает несомненный приоритет такого разделения труда над трудом рабочего-одиночки. 10 человек рабочих вырабатывали 48000 булавок в день, в то время как один способен при большом напряжении 20 штук. Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает увеличение производительности труда. Дальнейшее развитие (вплоть до наших дней) производства в любой отрасли экономики явилось ярчайшим подтверждением «открытия» А. Смита.

Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отношений, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда (а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое) устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, что является требованием для равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей и в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированных орудиях производства. Это -- не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от дейст-вующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэф-фективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы, сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.

В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят определённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский сад – начальная школа – средняя школа – ВУЗ – производство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требующее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процессами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть времени, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что оставшееся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда, приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору , каким-то видом спорта по своим запросам , участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновременным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от последовательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контрреволюции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в материальном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии, но из этого никогда самопроизвольно не вырастут коммунистические отношения, естественное разделение труда. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма -- оказывается угрозой самому его существованию.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности, возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундаментально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.