Как получить лицензию на маркшейдерские работы. Маркшейдерская лицензия Ростехнадзора. Лицензия на проведение маркшейдерских работ Переоформление лицензии на маркшейдерские работы

Получение маркшейдерской лицензии для любого предприятия, осуществляющего работы, относящиеся к маркшейдерскому направлению, безусловно, является строго обязательным. Само направление подразумевает изучение структуры, форм и размеров месторождения полезных ископаемых при помощи различных натурных измерений. Маркшейдерская лицензия, получить которую можно в Ростехнадзоре, является не только официальным документом, подтверждающим, что предприятие полностью соответствует всем нормам и требованиям по безопасности, но и имеет штат квалифицированных сотрудников. Так как такая лицензия горных производств подразумевает, что сами работы будут сопровождаться постоянным риском, а любой просчет повлечет за собой не только крупные материальные убытки, но и человеческие жертвы, требования к руководящим должностям очень строгие. Перед тем как получить лицензию на маркшейдерские работы, руководство должно убедиться, что все ответственные сотрудники полностью соответствуют критериям, а также, что сами руководящие должностные лица имеют соответствующее образование и опыт. В противном случае лицензия на любые горные работы не будет выдана. Если будут соблюдены требования, то получить маркшейдерскую визу не составит труда.

Требования для получения лицензии на маркшейдерские работы

Получение маркшейдерской лицензии подразумевает, что лицензиат располагает:

  • работниками с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля и подтверждением квалификации, выданным не позже 3 лет назад, а также наличие стажа в 3 или более года;
  • законченным высшим профессиональным образованием и со стажем работы в области не менее 5 лет.

При этом важно помнить, что маркшейдерская лицензия Ростехнадзора предполагает, что сотрудники будут регулярно (не реже, чем 1 раз в 3 года) повышать свою квалификацию на соответствующих курсах. Все работники должны сдать аттестацию не только в области безопасности промышленного производства, но также пройти подготовку и сдать тест на охрану недр.

Какое оборудование нужно для получения лицензии на горные работы?

Любое измерительное оборудование должно пройти метрологическую проверку, так как сама специфика отрасли предполагает потребность в максимально точных расчетах. Получение маркшейдерской лицензии невозможно, если у лицензиата нет никакой технической и технологической документации, а также в случае отсутствия предусмотренного оборудования. Более подробно все требования расписаны в соответствующем положении «О лицензировании производства маркшейдерских работ», с которым можно ознакомиться на официальном сайте. Важно заметить, что лицензиат обязан проводить анализ и выявлять опасные зоны и территории, а также уведомлять другие предприятия о грядущих горных работах. На использование специализированного оборудования для ведения горных разработок так же выдается отдельная лицензия. Необходимо получить разрешение Ростехнадзора на применение оборудования.

Лицензия на маркшейдерские работы предполагает подачу документов в Центральное управление Ростехнадзора. Именно поэтому следует внимательно отнестись к списку требуемых бумаг: отсутствие или неправильная подача справки или документа приведет к возврату всего пакета. В частности, по закону вместе с заявлением установленной формы (можно скачать шаблон на официальном сайте) нужно подать следующие бумаги:

  • непосредственно опись. Это поможет исключить возможность потери документа сотрудником. Опись должна быть в двух экземплярах.
  • доверенность нужна, если оформлением занимается третье лицо, представляющее интересы заявителя.
  • заявление. Шаблон можно скачать на сайте.
  • реквизиты. Тут следует указать название органа, который согласовывал документ, дату подписания, а также номер документов об организации ПК за соблюдением требований производственно безопасности при ведении горных работ.
  • подтверждение наличия образования. Необходимо подать заверенные копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж сотрудников и руководителей.
  • подтверждение наличия оборудования. Нужны копии документов на все используемое оснащение.

Кроме всего вышеперечисленного, понадобиться представить документ, подтверждающий оплату госпошлины. На сегодняшний день лицензия на производство маркшейдерских работ стоит 7500 рублей, однако за актуальной информацией настоятельно рекомендуется следить на официальном сайте. В случае ошибки там можно скачать шаблоны письма на возврат государством средств. Маркшейдерская лицензия, срок действия которой ранее составлял пять лет, теперь изменила свои сроки. На данный момент маркшейдерская лицензия бессрочная. Это означает, что ранее выданные лицензии со сроком годности необходимо будет получать заново. Переоформление маркшейдерской лицензии абсолютно аналогично её получению. Необходимо заметить, что возможно создание дубликата утраченной лицензии, однако за это придется заплатить установленную законом пошлину.

До тех пор, пока не будет получена лицензия, горные работы проводить нельзя. Это будет считаться нарушением закона и пресекаться. Лицензиат может лишиться лицензии, если проверка выявила грубые нарушения на предприятии. В таком случае все производство будет остановлено до того момента, пока заново не подтвердится статус удовлетворяющий всем критериям объекта. Чтобы не рисковать потерей лицензии, лучше заблаговременно обратиться к специалистам Центра экстренной помощи, которые окажут квалифицированную поддержку на этапе подготовки к проверке. Более того, для клиентов, получивших лицензию с нашей помощью, обеспечивается сопровождение специалиста во время плановых проверок. Таким образом, гарантируется успешное прохождение испытания и подтверждения соответствия выданной лицензии.

Помощь в получении маркшейдерской лицензии

Как и для любого предприятия, задержки в получении лицензии, разрешающей проведение горных работ, являются крайне нежелательными для производственного объекта, связанного с маркшейдерской деятельностью. Маркшейдерская лицензия, документы на которую были перечислены выше, допускает участие третьего лица. Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях предлагает услуги и помощь в оформлении лицензии на горные работы. Это означает, что риск неправильной подачи документов или неверно заполненного заявления полностью исчезает. Наши специалисты следят за всеми изменениями и без труда сделают так, чтобы именно ваше заявление и пакет документов без проблем прошли всю документационную проверку. С учетом того, что срок действия лицензии на производство маркшейдерских работ теперь не имеет ограничений, такая экономия сил и времени в начале полностью себя оправдывает.


Утверждена
постановлением Госгортехнадзора
России от 06.06.03 N 73.
Введена в действие с 29.06.03 г.

Инструкция
по производству маркшейдерских работ*1

РД 07-603-03 _____
*1 Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 23 июня 2003 г., N 07/6397-ЮД).

I. Общие положения

1. Инструкция по производству маркшейдерских работ (далее - Инструкция) разработана с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 N 2395-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 16. Ст. 834), федеральных законов от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3588) и от 08.08.01 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3430), Положения о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.02 N 382 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2182), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 50. Ст. 4742).

2. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О недрах» одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.

4. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ осуществляется на основании лицензии.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ лицензирование производства маркшейдерских работ осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор России (далее - органы Госгортехнадзора России).

5. Деятельность по производству маркшейдерских работ включает:

Пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

Наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

Ведение горной графической документации;

Учет и обоснование объемов горных разработок;

Определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

6. Для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать (образовывают) в своем составе самостоятельное структурное подразделение - маркшейдерскую службу либо привлекать по договору сторонние организации или физических лиц, которые имеют соответствующие лицензии на этот вид деятельности. Руководитель маркшейдерской службы (главный маркшейдер) подчиняется непосредственно руководителю организации.

7. Деятельность маркшейдерской службы определяется положением о маркшейдерской службе, утверждаемым и согласованным организацией в установленном порядке.

8. При определении численности маркшейдерской службы рекомендуется учитывать вид полезного ископаемого, геологическое строение месторождения, горнотехнические факторы, объем и технологию ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных, строительных и маркшейдерских работ, площади горного и земельного отводов, их застроенность, удаленность объектов, а при открытом способе разработки - и климатические условия региона, а также обеспечение безопасности горных работ и охрану недр.

9. Топографо-геодезические и маркшейдерские работы осуществляют в установленном порядке в соответствии с проектной документацией. Для повышения качества маркшейдерских работ рекомендуется составлять проекты по производству маркшейдерских работ.

10. Инструменты и приборы, используемые при производстве маркшейдерских работ, подлежат поверке в установленном порядке и в установленные сроки.

11. Обработка маркшейдерских измерений и ведение горной графической документации могут выполняться с помощью компьютерных технологий.

12. Для создания программных продуктов по обработке результатов маркшейдерских измерений рекомендуется привлекать научные организации.

13. При выполнении маркшейдерских работ сторонняя организация осуществляет приемку работ и технического отчета о выполненных работах, а также следующих материалов:

Каталогов координат и высот пунктов - при построении маркшейдерских опорных сетей на земной поверхности;

Журналов измерений, ведомостей вычислений, каталогов координат и высот пунктов - при построении подземных маркшейдерских опорных сетей;

Дубликатов планов поверхности, каталогов координат и высот пунктов - при съемке земной поверхности;

Оригиналов планов, журналов измерений, ведомостей вычислений - при съемке промышленной площадки и горных выработок.

Перечень передаваемых материалов по реализации проектов производства маркшейдерских работ может устанавливаться по согласованию с заказчиком.

14. В проектах на строительство на территории производственно-хозяйственной деятельности пользователя недр предусматриваются топографические и маркшейдерские работы, необходимые для обеспечения рационального использования и охраны недр, безопасного ведения горных работ, строительства, реконструкции маркшейдерской опорной сети или восстановления утраченных пунктов опорной и разбивочной сетей, обновления планов земной поверхности в процессе строительства или после его завершения, съемки горных выработок и составления горной графической документации перед сдачей объекта в эксплуатацию. В необходимых случаях осуществляют экспертизу охраны недр.

15. Проектирование маркшейдерских работ при совместной разработке месторождения открытым и подземным способами осуществляют с учетом единых сроков пополнения планов открытых и подземных горных выработок и единого масштаба съемки земной поверхности и подземных горных выработок.

16. При пользовании недрами ведется книга маркшейдерских указаний, в которую работники маркшейдерской службы записывают выявленные отклонения от проектной документации ведения горных работ и необходимые предупреждения по вопросам, входящим в их компетенцию.

17. В целях обеспечения охраны недр и безопасности работ, связанных с пользованием недрами, маркшейдерские указания исполняют должностные лица, которым они адресованы.

18. Маркшейдерская служба ведет журнал учета со стояния геодезической и маркшейдерской опорной сети и картограммы соответствия топографических планов современному состоянию местности.

19. Маркшейдерские работы выполняют с соблюдением установленных требований по безопасному производству горных работ.

20. При производстве маркшейдерских работ обеспечиваются полнота и точность измерений и расчетов, достаточные для рационального использования и охраны недр, безопасного ведения горных работ.

22. Ведение горной графической документации по объектам съемки земной поверхности и по горным выработкам в пре делах бассейна, горнопромышленного района или отдельного месторождения осуществляют в единой системе координат и высот.

II. Маркшейдерские работы на земной поверхности

23. Организация на территории своей производственно-хозяйственной деятельности в дополнение к геодезической сети создает маркшейдерскую опорную сеть.

24. Маркшейдерские опорные сети могут создаваться с использованием спутниковой аппаратуры.

25. Маркшейдерские опорные сети на земной поверхности создаются методами триангуляции, трилатерации, полигонометрии 4 классов, 1-го и 2-го разряда, нивелированием III и IV класса в соответствии с установленными требованиями.

26. Характеристика сетей триангуляции 4-го класса, 1-го и 2-го разряда приведена в табл. 1.

Таблица 1


Показатели

4-й класс

1-й разряд

2-й разряд

Длина стороны треугольника, км, не более

5

5

3

Минимально допустимая величина угла:

в сплошной сети

20°

20°

20°

связующего в цепочке треугольников

-

30°

30°

во вставке

-

30°

20°

Число треугольников между исходными сторонами или между исходным пунктом и исходной стороной, не более

-

10

10

Минимальная длина исходной стороны, км

-

1

1

Средняя квадратическая погрешность измерения углов, вычисленная по невязкам треугольников

2"

5"

10"

Предельная невязка в треугольнике

8"

20"

40"

Относительная погрешность исходной (базисной) стороны, не более

1:200 000*1

1:50 000

1:20 000

Относительная средняя квадратическая погрешность определения длины стороны в наиболее слабом месте, не более

-

1:20000

1:10000

По значению, трудоемкости и характеру выполнения маркшейдерские работы можно разделить на два вида - основные и текущие. К первому относятся базовые крупные работы разового или периодического характера: создание или реконструкция опорной сети на поверхности, соединительные съемки, построение или реконструкция подземной опорной сети, фотограмметрические съемки карьера, крупные разбивочные работы, наблюдения за сдвижениями и деформациями земной поверхности и т. д. К текущим работам, которые занимают около 85% рабочего времени участкового маркшейдера, относятся небольшие работы систематического характера: пополнительные съемки, задание направлений, измерения и учет добычи, вычерчивание небольших графиков и т. д.

Большинство работ на горном предприятии выполняется сотрудниками маркшейдерского отдела. Лишь крупные основные работы могут выполняться подрядной организацией или с помощью бюро специализированных маркшейдерских работ холдинга.

На горном предприятии выполнение маркшейдерских работ распределено среди исполнителей в основном по территориальному признаку. За каждым участковым маркшейдером закреплены определенные выработки. Такая организация работ позволяет участковому маркшейдеру хорошо изучить участок, знать состояние и расположение пунктов, оперативно обслуживать горные работы с учетом особенностей каждого забоя. Общешахтные систематические работы поручаются, как правило, отдельному маркшейдеру. Крупные работы разового характера осуществляются под руководством главного маркшейдера или его заместителя с привлечением необходимого числа сотрудников отдела.

Значительное место в общем балансе времени маркшейдера занимает текущая отчетность. Конкретный вид отчетности зависит от отрасли горнодобывающей промышленности. В общем случае в формах, представляемых в вышестоящие организации, отображаются: результаты маркшейдерских замеров горных выработок (подвигание забоя, линия забоев, площадь выемки, добыча и т. п.); протяженность и состояние горных выработок; сведения о выбытии и вводе новых забоев и т. д. Кроме того, ежемесячно пополняется графическая документация (планы горных работ). В подготовке отчетности участвуют все сотрудники отдела. Обобщение отчетности производит главный маркшейдер или его заместитель.

Полевые маркшейдерские работы отличаются разнообразием измерений и большими затратами времени на подготовительно-заключительные операции, переходы, простои. Рациональная организация их предусматривает применение эффективных методов, приемов, инструментов и оборудования с целью повышения производительности и безопасности труда, а также обеспечения нормальных условий и требуемой точности.

Для повышения эффективности полевых работ необходимо: планировать работы и тщательно к ним готовиться; совмещать в один рабочий день несколько видов небольших маркшейдерских работ в одном или близко расположенных забоях; применять прогрессивные методы работ; подбирать оптимальный количественный состав бригады

Для маркшейдерских работ характерен большой объем камеральной обработки. На горных предприятиях вычисления и составление первичной документации производятся участковыми маркшейдерами, а снятие копий и размножение чертежей - чертежниками и техниками-картографами. Повысить эффективность камеральных работ можно путем широкого внедрения современных средств вычислительной техники, прозрачных материалов для составления графических документов и средств малой механизации при чертежных работах и размножении документов.

Особенностью маркшейдерской службы является также работа с многочисленными графическими и вычислительными материалами. Независимо от степени секретности маркшейдерская документация (графическая, вычислительная и полевая) имеет большое значение для рациональной разработки месторождений и безопасного ведения горных работ. Утрата ее во многих случаях невосполнима. Она подлежит строгому учету и хранению. Ответственность за обеспечение надлежащего хранения документации несет руководитель предприятия.

При консервации и ликвидации горного предприятия основная маркшейдерская документация пополняется, систематизируется и в установленном порядке передается по акту в вышестоящую организацию для дальнейшего (бессрочного) хранения. Материалы, не подлежащие передаче для хранения, уничтожаются по акту комиссией с участием маркшейдера вышестоящей организации.

Существенную роль в улучшении маркшейдерского обслуживания призваны сыграть автоматизированные системы управления производством (АСУП), оперативно контролирующие и управляющие многими производственными процессами горного предприятия (учет рабочего времени трудящихся, контроль за подготовкой новых участков, учет работы механизмов, учет обеспеченности предприятия подготовленными запасами и т. п.). АСУП включает в себя: а) сбор текущей информации о работе предприятия; б) анализ и обработку информации на ЭВМ; в) выдачу управляющих команд отдельным участкам производства, а также выдачу руководству данных о текущем состоянии производства для сведения и принятия мер. Маркшейдерская служба подготавливает для АСУП исходную информацию о проведении горных выработок, о подвигании линии очистных забоев, о вводе и выбытии новых забоев (участков), о состоянии выработок и т. д. Эта информация обрабатывается на ЭВМ совместно с информацией, поступающей от других подразделений, и участвует в оперативном анализе и управлении производством на горном предприятии.

В части чисто маркшейдерского профиля через АСУП производится уравнивание сетей, расчет ожидаемых деформаций земной поверхности и решение других задач, требующих сложных вычислений. Для решения задачи маркшейдер подготавливает по установленным формам исходную информацию и сдает ее в АСУП предприятия, где она систематизируется и передается на вычислительный центр. Результаты решения по тому же каналу возвращаются в АСУП предприятия и поступают в маркшейдерский отдел.

В настоящее время на ЭВМ возлагается не только переработка маркшейдерских данных, но и их хранение.

ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ

Для наилучшей организации производства и достижения высокой производительности труда необходимо постоянное изучение и исследование производственного процесса. На основе планомерно проводимых исследований разрабатываются технически обоснованные нормы выработки на основные и текущие маркшейдерские работы, необходимые для установления плановых заданий, а также для расчета штата исполнителей и фонда заработной платы.

Основными понятиями технического нормирования труда являются нормы времени и выработки.

Нормой времени называется время, необходимое для изготовления единицы доброкачественной продукции при определенных производственно-технических условиях. Нормы времени могут выражаться в минутах, часах, сменах и т. п.

Норма выработки - это количество доброкачественной продукции, которое исполнитель (бригада) должен произвести в единицу времени при определенных производственно-технических условиях. Норма выработки в маркшейдерской практике, как правило, рассчитывается на рабочий день в натуральных единицах измерений: горизонтальные и вертикальные съемки - 1 км; составление и вычерчивание планов - 1 дм 2 и т. д.

Методом технического нормирования устанавливается норма времени, а по норме времени рассчитывается норма выработки. Норму времени можно представить в виде

t = (t o + t B)*(1 + 0.01 П отд ), (1)

где t о - время, требуемое на выполнение основных работ на единицу продукции; t B - время для выполнения вспомогательных работ на единицу продукции; П отд - норматив времени на отдых в процентах от оперативного времени.

Расчет времени основной и вспомогательной работы на единицу продукции производится на основании фактического баланса рабочего дня. Если известна норма времени на единицу продукции t, нетрудно рассчитать норму выработки Н выр по формуле

где Т Н - нормальная продолжительность рабочего дня; Т П-З - затраты времени на выполнение подготовительно-заключительных операций; Т Т-П - затраты времени на технологические перерывы.

В настоящее время в горной промышленности нет единых сборников типовых норм выработки на маркшейдерские работы. В специализированных организациях, где действует сдельная оплата труда, применяются ведомственные нормы. Поэтому при планировании маркшейдерских работ на горном предприятии рекомендуется пользоваться существующими нормативными документами.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ

В горной промышленности, как и в других отраслях промышленности, составляются перспективные и текущие планы развития горных работ для разработки месторождений. В соответствии с указанными видами планирования горных работ составляются перспективные и текущие планы маркшейдерских работ, которые должны включать:

1) виды, объемы маркшейдерских работ и сроки их выполнения;

2) штат маркшейдерского отдела горного предприятия;

3) оборудование и инструментарий маркшейдерского отдела;

4) стоимость маркшейдерского обслуживания на тонну добычи.

Основными задачами на этапе планирования маркшейдерских работ являются следующие:

Своевременное обеспечение горных предприятий всеми видами маркшейдерских работ на заданный отрезок времени (пятилетие, год и т. д.);

Контроль за полнотой отработки месторождений полезных ископаемых, правильным ведением горных работ и учетом выдачи на поверхность полезного ископаемого;

Обеспечение ритмичной работы маркшейдерского отдела, минимальных потерь рабочего времени.

Исходными материалами для составления планов служат:

1) перспективные и годовые планы развития горных работ по предприятию;

2) общеобязательные технические инструкции и указания по производству маркшейдерских работ;

3) действующие нормы времени и выработки на маркшейдерские работы (при их наличии).

Перспективное планирование маркшейдерских работ выполняется по пятилеткам, текущее - по годам и кварталам (месяцам).

1) топо-геодезические и маркшейдерские работы, выполняемые по договорам специализированными организациями (работы по созданию и реконструкции опорной сети бассейна и съемке земной поверхности на больших площадях);

2) основные маркшейдерские работы, выполняемые бюро специализированных маркшейдерских работ (производство соединительных съемок, производство наблюдений за сдвижением горных пород и горным давлением, обобщающие работы по геометризации месторождений полезных ископаемых и проверке геометрических элементов подъемных комплексов, стереофотограмметрическая съемка карьеров, разрезов);

3) основные маркшейдерские работы, выполняемые службой горного предприятия;

4) текущие маркшейдерские работы.

В перспективных планах основное внимание уделяется работам первого вида, так как они выполняются через значительные промежутки времени для группы предприятий. Поэтому маркшейдерские отделы предприятий по этим видам работ составляют и обосновывают план-заявку, которую представляют главному маркшейдеру вышестоящей организации. Последний обобщает полученные от предприятий заявки и составляет общий план выполнения работ по тресту (рудоуправлению) или комбинату и оформляет договор со специализированными организациями на их выполнение.

Работы второго, третьего и четвертого видов отражаются в укрупненных показателях с указанием по годам видов и объемов работ.

В годовых планах подробно расшифровываются работы второго и третьего видов (виды и объемы основных маркшейдерских работ, сроки выполнения, обоснование требуемой точности наблюдений, необходимый штат исполнителей (отдельно ИТР и рабочих) и перечень требуемого инструмента). При выполнении работ силами специальных бюро указанные материалы передают главному маркшейдеру объединения (комбината) для определения численности и состава бюро и планирования его работы.

Работы четвертого вида в годовых планах указываются в укрупненных показателях.

В квартальных (месячных) планах отражаются конкретный перечень работ маркшейдерского отдела, сроки выполнения и исполнители.

Составление текущего плана начинают с работ, которые должны выполняться в установленное для данного предприятия время. К ним относятся работы, связанные с определением выполненных объемов по добыче и проходке горных выработок (замеры), которым предшествуют пополнительные съемки горных выработок при подземных способах разработки и работы по созданию съемочного обоснования при открытых разработках. Остальные работы (задание направлений выработкам, текущие горизонтальные и вертикальные съемки и т. д.) планируют, исходя из потребностей предприятия и возможностей маркшейдера. Как указывалось выше, для сокращения времени на подготовительно-заключительные работы на единицу продукции при планировании полевых работ следует стремиться к максимальному уплотнению рабочего дня, т. е. при малых разовых объемах работ планировать на рабочий день не один, а несколько видов маркшейдерских работ.

Детальные календарные планы производства текущих маркшейдерских работ по отдельным выработкам и видам работ рационально составлять по каждому маркшейдерскому участку при планировании работ на месяц в табличной форме.


Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 257
"О лицензировании производства маркшейдерских работ"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. N 392 "О лицензировании производства маркшейдерских работ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2937);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 14 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

Положение
о лицензировании производства маркшейдерских работ
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 257)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование производства маркшейдерских работ осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

в) ведение горной графической документации;

г) учет и обоснование объемов горных разработок;

д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются:

а) наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело" (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности "маркшейдерское дело" (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

б) организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и установленными требованиями в области производства маркшейдерских работ (в случае если соискатель лицензии является недропользователем);

в) наличие оборудования, приборов и средств измерений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

г) повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.

5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ помимо указанных в пункте 4 настоящего Положения являются:

а) допуск к выполнению работ, составляющих лицензируемую деятельность, лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, в соответствии с пунктом 1 части пятой статьи 24

б) проведение маркшейдерских наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла горных работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон в соответствии с пунктом 5 части пятой статьи 24 Закона Российской Федерации "О недрах";

в) ведение маркшейдерской документации при осуществлении всех видов пользования недрами и обеспечение ее сохранности в соответствии с пунктами 3 и 11 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах";

г) осуществление измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений";

д) правильность осуществляемых пространственных измерений и определений параметров горных разработок и подземных сооружений, положений участков строительства и эксплуатации подземных сооружений, границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, границ разноса бортов карьеров и разрезов в соответствии с методиками (методами) измерений и установленными показателями точности измерений;

е) проведение работ в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией на производство маркшейдерских работ, техническим проектом, планами и схемами развития горных работ, а также с требованиями по проведению маркшейдерских работ.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1 , и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа) в случае, если соискатель лицензии является недропользователем;

б) копии документов (дипломов, аттестатов, удостоверений), подтверждающих квалификацию работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность;

в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность;

г) копии документов, подтверждающих наличие оборудования, приборов и средств измерений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес, а также следующие сведения:

а) перечень работ (услуг), планируемых к выполнению по этому адресу;

б) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа), если лицензиат является недропользователем и по этому адресу осуществляются маркшейдерские работы, в том числе работы (услуги) для маркшейдерского обеспечения ведения горных работ данным недропользователем.

8. При намерении лицензиата выполнять составляющие лицензируемую деятельность работы (оказывать услуги), не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования этих работ (услуг), а также следующие сведения:

а) перечень адресов, по которым предполагается выполнять работы (оказывать услуги);

б) реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа), если лицензиат является недропользователем и новые работы (услуги) осуществляются в том числе для маркшейдерского обеспечения ведения горных работ данным недропользователем.

9. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 4 , подпунктами "а" , "б" и "е" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также невыполнение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 и подпунктами "в" и "д" пункта 5 настоящего Положения.

10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах (сведениях о документах), лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

13. За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 1399 Положение дополнено пунктом 14

14. Информация, содержащая сведения, предусмотренные частью 1 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.