Новый закон о проверках юрлиц и ип. На смену действующему закону о проверках юрлиц и ип придет новый закон Нужно ли подтверждать освобождение от проверок

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

  • Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
  • Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.

Проверки ИП в 2019 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого на предупреждение.

Также уже действует , который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2019 по 31 декабря 2020 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по , ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

  • ИФНС;
  • , Ространснадзор и Росздравнадзор.

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки , всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

  • Кассовые чеки;
  • Банковские выписки;
  • Подтверждение .

Организуется тщательная проверка доходов и расходов,влияющих на сумму оплачиваемого налога. , не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратуройпроизводится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверокзаводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

  • проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан – физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;
  • категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок – согласно проекту – зависит только от категории риска (класса опасности);
  • законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них обязательно участвуют понятые. После каждого такого действия чиновники составляют протокол, который прилагается к акту проверки;
  • при этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;
  • во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений – от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Другими словами, отказаться можно только со ссылкой на (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и, вероятно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;
  • во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом "избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов";
  • законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов – если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;
  • в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть новелл будут, очевидно, позитивно восприняты бизнес-сообществом:

  • будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении № 1 к Закону либо в самом тексте закона – в качестве специальных исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень "обычных" видов надзора;
  • все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований – согласно проекту – должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;
  • если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;
  • в нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика;
  • непосредственно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий. Такая жалоба рассматривается в течение месяца;
  • добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий – это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением только для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных листов).

Отмена проверок малого бизнеса в 2016-2018 годах.

С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018г. отменяются плановые неналоговые проверки малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 года для малого бизнеса начали действовать «надзорные каникулы».

Что такое неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Обратите внимание : налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля - полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ . В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Запрет на проведение плановых проверок

Комментируемый закон предусмотрел, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

При этом на внеплановые проверки запрет не распространяется. Правила их проведения не изменятся.

В каких случаях запрет на проверки не будет действовать

Комментируемый закон предусматривает ряд исключений. Это означает, что при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы смогут проводить плановые проверки малого бизнеса в период 2016-2018 годов.

Назовем эти обстоятельства:

Административный штраф и аннулирование лицензии

Плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом проверки будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Осуществление отдельных видов деятельности

Отмена плановых проверок не будет распространяться на организации и ИП, занимающиеся видами деятельности, которые приведены в перечне, который утвержден постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Отдельные виды государственного контроля/надзора

Комментируемый закон установил отдельные виды контроля/надзора, на которые запрет проведения проверок не распространяется, а именно:

  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории;
  • федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

Соответственно, если организация или ИП, например, эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности, то их смогут проверять в плановом порядке.

Нужно ли подтверждать освобождение от проверок

Комментируемый закон не обязывает организации и ИП документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, освобождаются от плановых проверок. Напротив, законом установлено, что при составлении планов проверок на 2017 и 2018 годы, контролирующие органы должны будут проверять информацию об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого предпринимательства в порядке обмена информацией между ведомствами (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

При этом законодатели предусмотрели ситуацию, когда организация или ИП необоснованно попадут в план проверок (например, из-за ошибки). В таком случае субъект малого предпринимательства сможет подать в контролирующий/надзорный орган заявление об исключении из плана. Порядок подачи такого заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица или ИП к субъектам малого предпринимательства, должно будет определить правительство РФ (пока такой документ не принят).

Положения о запрете плановых неналоговых проверок малого бизнеса вступили в силу с 14 июля 2015 года. Соответственно, надзорные органы уже в 2015 году должны учитывать, кого можно включать в планы проверок на 2016 года, а кого нельзя.

Риск-ориентированный подход к проверкам с 2018 года

С 2018 года комментируемый закон обязывает контролирующие или надзорные органы применять при планировании проверок риск-ориентированный подход. Его смысл в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Все условия применения риск-ориентированного подхода также должно будет определить правительство РФ (в частности, оно установит правила отнесения к различным категориям риска). Важно отметить, что в законе есть оговорка: для отдельных видов контроля/надзора правительство РФ может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года. Поэтому не исключено, что в некоторых сферах деятельности организации и ИП столкнутся с риск-ориентированным до 2018 года.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. « Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства »). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса

Критерий

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/