Анализ судебной практики: нецелевое использование средств ОМС. Нецелевое использование членских взносов Нецелевое использование средств в общественных организациях

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги . Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

Что подразумевается под нецелевым использованием бюджетных средств? Может ли бюджетное учреждение совершить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за данное правонарушение? Как оспорить выводы проверяющих о нецелевом использовании средств? Ответы на эти и другие вопросы читайте в консультации .

Понятие нецелевого использования средств

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч. 1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. С учетом данного факта бюджетные учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого использования средств будут нести за это ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Исходя из анализа материалов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля к нецелевому использованию средств можно отнести:

  • использование средств на оплату расходов, не предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год;
  • несанкционированное перемещение средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств из внебюджетных источников;
  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание, оплату расходов другого юридического лица;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям (арендаторами и др.), без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование субвенций и субсидий с нарушением условий их предоставления;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средств на реализацию целевых программ, на цели, предусмотренные иными разделами соответствующего бюджета;
  • расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности.
И все-таки, наверное, самыми распространенными случаями нецелевого использования средств являются случаи неверного отнесения расходов на те или иные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. В состав бюджетной классификации РФ в том числе входит КОСГУ. Порядок применения КОСГУ устанавливается Минфином (п. 4 ст. 23.1 БК РФ ). В частности, финансовым ведомством утверждаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.

Напомним, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом каждая из статей (подстатей) классификации содержит краткое описание отражаемых по ней операций. В рамках статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, эти описания (в большинстве случаев) представляют собой перечни направлений расходования средств государственными (муниципальными) учреждениями. Указанные перечни с учетом положений ГК РФ, предусматривающих заключение договоров гражданско-правового характера (государственных (муниципальных) контрактов) в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования единиц сектора государственного управления, не являются закрытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»).

В связи с этим в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания о порядке применения бюджетной классификации , могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Кроме того, следует учитывать, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции бюджетного учреждения, принимающего решение по рассматриваемому вопросу в соответствии с положениями Инструкции № 157н исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 27.02.2012 № 02‑07‑10/534 , рассматривая нарушения, выявленные контрольными органами, необходимо всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства в совокупности, а также выявить причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на статьи и подстатьи КОСГУ в каждом конкретном случае. При установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств в случаях, если:

  • такие расходы обусловлены бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами главного распорядителя бюджетных средств с применением данных КОСГУ;
  • установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.
Отметим, если кассовые расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (но при этом, по мнению контрольных органов, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями о применении бюджетной классификации) или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств, такие факты должны квалифицироваться контрольными органами как нарушение методологии применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 18.12.2009 №  02‑07‑10/5856 «О вопросах квалификации нарушений, связанных с отражением кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления» ).

При этом в случае выявления таких фактов Росфиннадзором названный орган должен направить главным распорядителям средств федерального бюджета предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.

Ответственность за нецелевое использование средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Напомним, что ранее ст. 15.14 КоАП РФ предусматривала ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ для бюджетных учреждений предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Так, например, субсидии на иные цели из федерального бюджета (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капитальных вложений) предоставляются учреждениям в порядке, установленном по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Этот порядок, в частности, должен содержать положения о целевом назначении, условиях, размере, сроках и порядке предоставления субсидии.

Таким образом, заключаемое между бюджетным учреждением и учредителем соглашение и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ.

Кроме того, финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Общие требования к этому плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №  81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Согласно указанным требованиям ПФХД состоит из следующих разделов:

  1. «Сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе)»;
  2. «Показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана)»;
  3. «Показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые)»;
  4. «Мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые)».
Помимо административной ответственности, за совершение нецелевого использования средств предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо отметить, что крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером - 7,5 млн руб.

При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Оспаривание выводов проверяющих о нецелевом использовании средств

Итак, мы выяснили, что бюджетное учреждение может допустить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за совершение данного нарушения. Вместе с тем зачастую позиция учреждения по факту нецелевого использования не совпадает с позиций проверяющих. По общему правилу оспорить выводы проверяющих можно как в досудебном, так и в судебном порядке. Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ . Оно реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Досудебный порядок обжалования, как правило, прописывается в нормативных актах, определяющих порядок осуществления органами финансового контроля своей деятельности. Так, например, в соответствии с нормами Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н , проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт контрольного мероприятия в течение пяти рабочих дней со дня получения такого акта. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также его аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой - изложена позиция учреждения.

Кроме того, оспорить решения должностных лиц Росфиннадзора можно в порядке, установленном разд. V указанного регламента.

Однако зачастую указанные возражения Росфиннадзором не принимаются и в отношении учреждения (должностного лица учреждения) выносится постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ . Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей - в вышестоящем суде;
  • вынесенное коллегиальным органом - в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом - в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу либо в районном суде по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если же рассматривать жалобу будет суд, то срок ее рассмотрения составит два месяца.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 ,24.5 КоАП РФ , а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита. Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения. Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Как выявляется нецелевое использование средств ОМС?

В каждом регионе есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К функционалу фонда относится предъявление требований к медицинскому учреждению относительно возврата денежных средств в бюджет ТФОМС, которые компания потратила по нецелевому назначению. То есть поиск, обнаружение нецелевого расходования денежных средств является исключительным правом Территориального фонда. Регулярно проводятся проверки в тех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность. Речь идет об учреждениях, включенных в реестр компаний, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования. Выявление нецелевого использования - это главная задача каждой контрольной ревизии со стороны ТФОМС.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий - устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции. По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по .

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Примеры судебных решений по нецелевому использованию средств медучреждением

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г. постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены. В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ. Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта. В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию. Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

Заключение

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.


В основе освоения бюджетных средств находятся два основополагающих принципа: целевой характер и адресность. Не допускается, чтобы расходовался по произвольному распоряжению. Впрочем, в нашем обществе отнюдь не редкость такое явление, как неправомерное использование государственных средств. Обычно это связано с переплатами бюджета. Во всех случаях за нарушения в освоении бюджетных денег предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части. Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:


  1. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  2. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Лишение премии за нарушение трудовой дисциплины -…

  • Надбавка за работу в районах Крайнего Севера.…

  • Суммированный учет рабочего времени, это что:…

  • Что такое эффективный контракт в образовании: какую…

Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст. 38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств.

Терминология

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Получатели

Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

  • Госвласти.
  • Управления государственных фондов (внебюджетных).
  • Местной власти.
  • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч. 2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Виды нарушений

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

КОСГУ

В соответствии со ст. 18, п. 1 БК, для составления и последующего исполнения доходно-расходных статей используется бюджетная классификация. Она представлена в виде группировки поступлений, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее составе присутствует также классификация по операциям в секторе госуправления (КОСГУ). Порядок ее применения утверждается Минфином. В частности для финансовых ведомств устанавливаются перечни расходов, которые должны быть отнесены на определенные подстатьи и статьи КОСГУ.

Группировка операций в этой классификации осуществляется в зависимости от их содержания. При этом в каждой из статей и подстатей присутствует краткое описание процесса. Что касается затрат, то операции в них характеризуются перечнями направлений расходования финансов. Для эффективного планирования и надлежащего исполнения бюджета вопросы, касающиеся отражения издержек по статьям или подстатьям КОСГУ, могут регулироваться бюджетной сметой, госзаданием, методическими указаниями (рекомендациями) распорядителя и прочими документами, которые выступают в качестве основания для получения соответствующих поступлений.

Включение материальных ценностей в соответствующую группу нефинансовых активов (запасы или ОС) входит в компетенцию бюджетного учреждения. Оно принимает то или другое решение, руководствуясь инструкцией № 157н. При этом учитывается предназначение ценностей и порядок их эксплуатации.

Разъяснения Минфина

При нецелевом использовании бюджетных денежных средств, выявленном контролирующими органами, необходимо объективно, всесторонне и полно установить обстоятельства в их совокупности. Такое предписание присутствует в письме Минфина. Кроме этого, министерство настаивает на выяснении всех причин и условий, которые способствовали отнесению затрат на те или другие подстатьи/статьи в каждой отдельной ситуации.

Исключения

В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

  1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
  2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

Она устанавливается в КоАП. В частности по ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств наказание для должностных лиц устанавливается следующее:

  1. Дисквалификация на 1-3 года.
  2. Административный штраф. Его размер - 20-50 тыс. руб.

На юрлиц также распространяются санкции. Им придется выплатить от 5 до 25% от суммы, направленной не по назначению.

Субсидии

Они полагаются бюджетным учреждениям в соответствии со ст. 78.1, ч. 1 БК. Субсидии направляются на финансирование исполнения государственных или муниципальных заданий. Эти поступления рассчитываются с учетом нормативных расходов на оказание организациями соответствующих услуг и содержание имущества. Субсидии могут также предоставляться в иных целях. Порядок, в соответствии с которым осуществляется такое финансирование, утверждается правительством, высшей исполнительной структурой, администрацией МО или уполномоченными органами госвласти и территориального управления.

Субсидии на прочие цели, кроме направляемых на осуществление капвложений, предоставляются в порядке, согласованном с Минфином. Финансирование осуществляется органами, имеющими полномочия и функции учредителей. В соответствии с утвержденным порядком предусматриваются специальные положения, в которых указаны цели, условия, размер, правила и сроки направления средств. Заключаемое соглашение между получателем и распорядителем, таким образом, выступает как основание для предоставления финансирования.

ПФХД

Указанное выше соглашение является не единственным документом, которым можно подтвердить нецелевое использование бюджетных средств. РФ, выступая как правовое государство, в нормативных актах, касающихся финансовой сферы, устанавливает достаточно жесткие требования и правила. В частности, работа организаций, находящихся на госфинансировании, осуществляется в соответствии с ПФХД (планом по финансово-хозяйственной деятельности). Требования к этому документу устанавливаются приказом Минфина. В соответствии с ними ПФХД должен включать в себя такие разделы, как:

  1. Данные о деятельности муниципального/государственного учреждения, в том числе сведения о видах и целях, перечне услуг/работ, выполняемых платно.
  2. Показатели финансового положения организации. В этом разделе приводятся сведения об активах, обязательствах на последний отчетный день, предшествующий дате формирования плана.
  3. Показатели поступлений и выплат (плановые).
  4. Мероприятия по стратегическому развитию организации.

Таким образом, реальные действия должны совпадать с запланированными. Нецелевое использование бюджетных средств выявляется при сопоставлении сведений ПФХД и фактической ситуации.

УК

Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции. В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и:

  1. Арест до полугода.
  2. Заключение в тюрьму на период до 2 лет.
  3. Принудительные работы на срок до 2 лет.

При этом дополнительно суд может запретить должностному лицу заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту в течение 3 лет. Стоит отметить, что указанные санкции применяются при нецелевом использовании средств в крупном размере. В качестве него признается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Особо крупным будет считаться размер от 7,5 млн руб.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой - позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.